Гномы-вредители. Продолжение традиций. «Гномы-вредители» (Saboteur) - обзор настольной игры Saboteur правила игры на русском

Глубоко под землёй гномы продолжают свою работу. Но самородков становится всё меньше, а новые старатели, схватив кирки и фонари, всё прибывают и прибывают в поисках лёгкой наживы. В коридорах постепенно становится тесновато… Сегодня на Розовом диване - геологокомандная настольная игра Гномы - вредители.

Когда золота мало, а претендентов на него много, то появляются начальники, готовые распределять добычу между старателями, да и себя при этом не забывать. Но на каждый мешок с сокровищем есть свой вор, который готов прокрасться сквозь тёмные коридоры и завладеть объектом своих мечтаний, а за каждой дверью караулит заблудившийся в подземелье предатель, готовый сделать очередной обвал. Да, тяжело стало работать честному гному - кругом одни неприятности.

Игра "Гномы - вредители" локализована компанией "Стиль жизни " и включает в себя базовую версию Saboteur и дополнение - Saboteur 2. Внутри небольшой коробочки располагается органайзер, позволяющий разделять колоды, обеспечивая удобное хранение и быструю подготовку к игре.

Обзор базовой версии я делал ранее, и прочесть его можно, перейдя по данной . Если Вы ещё не знакомы с приключениями гномов, то читайте и возвращайтесь обратно.

Не спешите, я подожду вас; а пока для остальных я предлагаю краткий обзор локализованных компонентов, и далее мы познакомимся со второй частью этой замечательной игры.

Маленькая и тесная коробочка оригинального издания и локализованная версия от компании "Стиль жизни" гордо носят на крышке логотип "Amigo". Имея в доступности обе версии, я смогу ответить на вопрос, терзающий пытливые умы многих игроков - отличается ли качество оригинального издания от локализации.

Смотрите сами:

Фактура и плотность бумаги абсолютно одинаковое, правая карта чуть светлее - это оригинальное издание. Честно говоря, более тёмная цветовая гамма локализации мне нравится больше. В остальном никаких различий нет, и можно с уверенностью сказать, что картинки вышли из одной типографии. Поэтому, учитывая привлекательную цену, правила на русском языке и доступность локализации нет никакого смысла заказывать игру из-за рубежа.

Напомню, что первая часть рассчитана на 10 участников, роли которых определят семь карт гномов и четыре - гномов - вредителей. Цель гномов - добраться до самородков, цель вредителей - не допустить этого.

28 карт самородков, достоинством от 1 до 3, станут добычей для удачливых старателей либо для коварных вредителей.

Специальная карта отмечает вход в подземелье, обвал перекроет дорогу в туннеле, а карта даст шанс определить месторасположение самородка в конце пути. Без кирки, тачки и фонаря в подземелье делать нечего, поэтому сломанные предметы заблокируют ваше передвижение. Хорошо, что их можно отремонтировать - 27 специальных карт не дадут вам скучать и обострят игру!

Где-то там, в коробке, остались ещё три карты конечных точек с одним самородком и двумя "пустышками".

А вот и сами коридоры, которые нам ещё предстоит построить. Дизайнеры подошли к работе с юмором, поэтому тут и там разбросаны чайники, чашки, бегают подземные ёжики и мыши. Даже скелет есть - местная достопримечательность. Всего 44 карты туннелей составят путь к золоту, и путь этот будет нелёгким.

На этом я закончу знакомство с компонентами первой части игры - начинающие старатели уже прочли мой обзор, а остальные смогли оценить качество компонентов и сделать для себя соответствующие выводы.

Самое время перейти к дополнению, в котором появляются новые персонажи, а в туннелях появляются загадочные двери и лестницы.

Для игры в Saboteur -2 вам потребуются все карты туннелей (включая специальные) из базовой версии, три карты конечных точек пути с самородками и карта входа в подземелье. Карты ролей и колоду самородков уберите в коробку - они вам не понадобятся.

В царстве гномов прошел слух, что золота на всех не хватит, поэтому старатели решили разделиться на команды и добывать сокровища врозь. Поэтому образовалась команда синих и зелёных гномов, набирающих в свои ряды до четырёх работников. И, конечно же, эти команды нуждаются в чутком руководителе, роль которого возьмёт на себя босс. Он получит свою долю в случае, если любая из команд достигнет цели, но заработает на один самородок меньше, чем остальные.

Два геолога решили, что кристаллы редких пород не менее ценны, и, оставив золото, отправились на поиски драгоценностей отдельно от остальных. Трое вредителей, как всегда, мешают всем и вознаграждаются за это золотом в случае успешных пакостей. Хитрый делец получит выгоду в любом случае - ему без разницы, кто выиграет. Главное, чтобы самородков было побольше, так как он получит на два жетона меньше, чем остальные.

Обратите внимание - карты легко отделить друг от друга, посмотрев в левый нижний угол - цифра "два" указывает на принадлежность к дополнению. Итого в шахту может теперь спуститься 12 гномов - тесновато им там будет…

30 карт новых туннелей дополнят основную колоду: подземелье расширяется и обретает новые особенности: появились двери, лестницы, кристаллы и своеобразные перекрёстки. Подробнее о них я расскажу далее.

Больше людей - больше событий. Зайдя в незнакомую дверь можно там и остаться - доброжелатели с удовольствием посадят вас под замок, чтобы устранить нежелательного конкурента. Но, быть может, вам повезёт, и специальная карта "выпустит" вас из заточения. Вор сможет украсть для вас самородок в конце игры, правда, защита от грабежа также существует.

В случае, если вас не устраивают карты на руке, то можете обменяться ими с любым игроком, взяв его комплект себе. Хотите посмотреть, является ли ваш сосед союзником или противником? Тогда играйте специальную карту и посмотрите роль любого одного игрока!

А если вы понимаете, что результат партии не принесёт вам сокровищ либо захотите оставить без добычи своих друзей или врагов, то ещё не поздно сменить роль - сыграйте карту и заставьте любого игрока (можно и себя) сбросить карту персонажа и взять себе новую.

Специальные символы расскажут игрокам о новых возможностях, поэтому правила не понадобятся уже после первой партии. В комплекте присутствуют также знакомые нам по первой игре обвалы, сломанные орудия труда и так далее - всего 21 специальная карта.

Вместо карт сокровищ во второй версии используются жетоны стоимостью 1,2,3 самородка - всего 32 шестигранника составят общий банк игроков.

Снова в шахту.

Правила остались практически без изменений, лишь вместо карт самородков используются жетоны, и получать сокровища игроки будут не случайным образом, а в количестве, указанном в правилах. В начале игры необходимо отделить от колоды (смешанные между собой карты туннелей и действий) 10 верхних карт и положить их отдельно - они в игре принимать участия не будут. Карты персонажей распределяются согласно правилам и в зависимости от количества игроков.

Итак, что же нового?

Синие двери блокируют проход зелёной команде старателей, зелёные преграды, в свою очередь, мешают синим гномам добраться до сокровищ. Цель данного нововведения: в случае победы старателей заблокированная команда в дележе добычи не участвует.

Разбросанные по коридорам кристаллы дадут геологам по одному жетону самородка за каждый кристалл, но в дележе сокровищ они при этом не участвуют. Лестницы служат связующим звеном между участками подземелья - через одну лестницу можно попасть к другой, минуя преграды и тупики.

В остальном - всё та же весёлая и динамичная игра на поиск сокровищ и строительство туннелей. Добавлю, что появилась возможность, сбросив две карты с руки, убрать лежащую перед вами блокирующую карту. При этом вы сокращаете общее количество карт на руке, так как вместо брошенных двух добираете всего одну.

По достижении цели (карты с самородком) либо блокирования пути вредителями, игра заканчивается, и происходит делёж добычи в зависимости от результатов. Прочтите об этом в правилах.

В начале новой партии возьмите отложенные 10 карт подземелий, перемешайте с основной колодой и вновь отсчитайте 10 карт, расположив их отдельно.

Вернувшись из подземелья.

Впечатления по первой части я уже написал в прошлом обзоре, на этот раз поделюсь своими размышлениями по поводу продолжения.

Дополнение обостряет партию и делает её более динамичной. Такое ощущение, что это уже совсем другая игра, в которой соревнуются три команды (две гномов и вредители). Помимо этого, геологи имеют свои интересы при формировании туннелей и очень часто мешают остальным. Делец следит за количеством призового фонда и принимает сторону более богатой команды, а босс следит со стороны за происходящим и под конец мешает одной из команд получить приз - ведь, чем меньше претендентов, тем больше его доля. Получается, каждый преследует свои цели и цели эти различны: прежде воевали только гномы и вредители, теперь же - каждый сам за себя.

Дополнительные специальные карты делают непредсказуемым результат поединка. Например: вы - гном, близки к победе, но сыграна специальная карта и теперь ваш удел - вредительство. Вот незадача, а золото было так близко... Представляете, если эту карту сыграл член вашей команды гномов - ему-то выгодно, чтобы претендентов на золото было меньше. Вот и верь после этого людям…

Отличная игра и вдвойне приятно, что в одной коробке находятся как базовая версия, так и дополнение. Учитывая низкую цену комплекта, игра "Гномы-вредители" может стать желанной покупкой для большой компании весёлых людей.

Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед ", продавцы которого окажут квалифицированную консультацию в подборе и выборе интересующего вас товара.

– это любопытная игрушка про гномов, золото и предательство. Цель игры набрать как можно больше золота (ведь игра про гномов), но при этом среди игроков есть предатель (а порой и не один), который всеми силами старается помешать игрокам. Он ломает лампы, кирки и другие строительные инструменты, заваливает тоннели. В общем, какой-то неправильный гном.

Рис. Карты Персонажей. Вы будите одним из них и вам придется копать.

Рис. Стартовая карта. Коридоры во все стороны, лестница это для дополнения Вредитель 2 в первой игре лестница не имеет значения.

Компоненты

  • 44 карты тоннелей
  • 27 карты действия
  • 28 карты золотых самородков
  • 11 карт персонажей (7 хороших гномов, 4 вредителя)
  • правила игры

Рис. Карты золотой жилы и “пустышки”

Рис. Карты персонажей: вредители и хорошие гномы

Рис. Карты действий: карта, поломанные и починенные инструменты (кирка, вагонетка, фонарь), завал

Рис. Карты действий: джокеры – каждая карта может починить один из двух поломанных инструментов.

Ход игры

Вначале, все игроки (их может быть 4-7) получают втемную роли, прячут их и открывают только в конце игры. У хороших гномов цель прорыть от стартовой карты тоннель до золотой жилы. У вредителей цель не дать гномам это сделать пока не закончится колода. А она кончается уж очень быстро.

На игровой стол выкладывается стартовая карта и 3 карты рубашкой вверх, якобы с золотой жилой. Почему якобы? Потому что лишь одна карта с жилой, а другие пустышки. Игроки не знают, какая карта является жилой и могут копать не туда, ошибаться, делать лишние повороты и прочее.

Каждый игрок получает карты тоннелей. Эти карты делятся на два типа: непосредственно карты тоннелей (с ходами) и карты действий. На картах тоннелей изображены разные участки пути – просто путь вперед, перекресток, повороты, тупики и т.д. С помощью этих карт игрок достраивает существующий тоннель на столе в нужном ему направлении.

Строить тоннель, и без вредителей, порой непросто, постоянно попадаются не те карты. Просто рыть вперед у вас не выйдет, т.к. подобных карт практически нет, и приходится постоянно петлять. Это идет на руку вредителям, которым такой путь только нравится + их сложнее вычислить, т.к. они притворяются обычными гномами – ставят поворот, всем говорят, что дело делают, а сами только в сторону уводят.

Рис. Карты тоннелей

Есть еще карты действий, которые позволяют либо обвалить тоннель (и убрать карту с поля), либо посмотреть закрытую карту золотой жилы, либо ломать и чинить инструмент. Карты поломки (и починки) инструмента это единственные атакующие и защитные карты в игре.

После появления карты поломанного инструмента перед игроком, тот не может строить тоннель пока не сбросит эту карту, использовав антипод (карту починенного инструмента). Обычно эти карты используют хорошие игроки, чтобы завалить вредителя и не дать ему сделать плохое дело. Но, т.к. в игре непонятно кто есть кто, то порой и хорошие гномы закидывают друг друга пакостями, а потом тратят ходы на починку.

В конце игры (либо нашли жилу, либо закончились карты) все игроки вскрывают роли и делят добычу. В правилах предлагается поиграть несколько раз подряд, тогда каждый сможет побывать и хорошим гномом и плохим. И по результатам нескольких партий определить победителя.

Игра очень живая, быстрая и забавная, но, к сожалению, рассчитана только на большую компанию. При игре вчетвером все идет достаточно скучно. Всего 1 вредитель, у него мало действий и он вынужден постоянно скрываться, и начинает портит игру только в самом конце.

Рис. Жетоны для игры в игре Вредитель 2

Вредитель 2 – новые персонажи, тоннели и прочее

Через время начинает казаться, что действий в игре не так уж и много (что в принципе верно) и хочется как-то разнообразить процесс. Этому поможет дополнение, которое включает в себя достаточно много изменений.

Прежде всего, играть в игру можно теперь компанией 12 человек. Такой толпе гномов уже мало делиться просто на хороших и вредителей. Поэтому появились дополнительные роли.

Хорошие гномы делятся на две команды: в синих и зеленых одеждах. Теперь каждая команда действует самостоятельно. Они могут строить общий тоннель, отбиваться от вредителей, но победить может лишь одна. Для этого были сделаны новые карты тоннелей с зелеными и синими дверями. Дверь ставится, и через нее может проходить только команда одного цвета что и дверь. Остальные, давай, до свиданья.

Появились карты персонажей: Босс, Геолог и Делец. В основном все остается по-старому. Команда зеленых (или синих) побеждает если они прорыли тоннель от старта к жиле. Команда вредителей не дает им этого сделать.

Босс побеждает если побеждает любая из команд гномов (зеленых или синих). Делец побеждает всегда, но получает золота меньше остальных. Геолог побеждает, если в тоннелях будет как можно больше кристаллов. Для этого в игру ввели карты тоннелей, где нарисованы кристаллы.

Рис. Новые карты тоннелей: дверей, мост, кристаллы и лестница

Рис. Новые роли в игре: босс, гномы из синей и зеленой команды, вредитель, делец (отдыхает бездельник, т.к. выигрывает в любом случае), геолог

Рис. Новые карты действий.

Помимо персонажей появились новые карты тоннелей. Как уже говорил выше, есть

  • карты с дверьми (может проходить только одна команда гномов)
  • карты с кристаллами (для Геолога)
  • карты моста (непересекающиеся тоннели)
  • карты с лестницами (можно спуститься по одной лестнице и выйти на карте другой лестницы)
  • карты с дугообразными тоннелями (непересекающиеся тоннели)

Новые карты действий следующие:

  • Вор (в конце игры может украсть 1 золото у другого игрока)
  • Руки прочь (можно сбросить карту вора у какого-то игрока)
  • Смена карт (поменяться всеми картами с другим игроком)
  • Расследование (можно посмотреть роль другого гнома)
  • Смена ролей (сбросить свою роль и взять новую)
  • Ловушка (игрок оказывается в ловушке и не может строить тоннель. Если игрок оказался в ловушке до конца раунда то он не участвует в распределении золота)
  • Освобождение (сбросить ловушку)

Изменения достаточно большие, ролей для игроков появилось такое множество, что уже практически каждый, кто не с тобой, тот против. Так же интересны полунейтральные роли: Босс, Геолог и Делец. С одной стороны они вроде не мешают, но т.к. у них нет четкой стороны за кого они играют, то их действия могут идти как на руку вашей команда, так и наоборот.

Рис. Золотишко

Вообще-то для меня игра обладает некоторой хаотичностью – все что-то делают, куда-то копают. Но т.к. до конца непонятно «кто есть кто» невозможно контролировать процесс. Особенно при большом числе игроков. Это не должно мешать игре, т.к. главное понять что тут игра скорее не на победу, а на веселый процесс и большую компанию.

Кликайте на изображения для увеличения


Весёлая, задорная, компанейская - этими эпитетами я награжу замечательную настольную игру «Гномы-вредители», в оригинале «Saboteur». Мы же называем эту игру коротко - «Саботёры». Сегодня я сделаю обзор на эту увлекательную игру.

Сначала коротко об общих данных: Автор игры - Frederic Moyersoen, художник - Andrea Boekhoff; возраст играющих - от 8 лет, количество игроков - от 3 до 10 (!). Именно, из-за этого, я наградил «Гномов» эпитетом «компанейская». Не все игры могут собрать за одним столом десяток людей и устроить веселуху на протяжении всей игры; длительность партии составляет 30 минут, ну, это всегда и везде по-разному.

Комплектация игры

Сразу скажу, что на данный момент существуют 2 части этой игры, соответственно, «Saboteur» и «Saboteur 2». На моей игровой полке поселилась маленькая коробочка немецкого издателя «Amigo», в которой присутствует только первая часть. Обзор я буду делать только на неё .


Эта игра, наряду, с коробочкой и инструкцией, состоит из несколько колод карт:

44 карт тоннелей;
- 28 карт золотых слитков;
- 27 карт действий;
- 11 карт ролей;
- 3 карты целей.

Все эти карты, так или иначе, будут задействованы нами во время игры. Более подробно остановимся на них чуть ниже.

Отличия игры «Saboteur» от «Saboteur 2»

Отличия первой и второй части в том, что «Saboteur 2» дополнена различными новыми персонажами и некоторыми другими свойствами. Однако, если вы играете в первый раз, если вы - новичок в настольных играх, если вы играете в «Саботёров» не чаще нескольких раз в неделю, то вам с лихвой будет достаточно первой части. Она и так перенасыщена эмоциями и игровыми механиками, чтобы заставить вас с головой погрузиться в игровой процесс. Поэтому, не забивайте себе голову лишними мыслями, просто - играйте. А если вы владелец обеих частей, то поздравляю!

Большое преимущество «амиговской» версии игры в том, что она максимально уменьшена в размерах и абсолютно транспортабельна в любое место и в любое время, габариты коробки составляют 95×120×20 мм - это чуть больше среднего смартфона или чуть больше карт из « », кстати, обзор на него я делал здесь: Первая часть «Гномов» проще в освоении и легко может зайти в любой компании - нет нужды утомлять новичков и гостей перегруженными правилами из второй части. Просто, сели, послушали основные принципы игры и - поехали играть. За это я люблю свою маленькую коробочку с «Саботёрами».

Правила и цель игры

Цель игры предельно проста - получить золота больше, чем ваши компаньоны по игре, независимо от того, вредитель он или нормальный гном. Вредители получают золото, если нормальные гномы до конца раунда не смогли прокопать тоннель к золотому слитку. Нормальные гномы получают золото за то, что раскопали тоннель до слитка презренного металла, до того, как закончится колода карт. Далее идёт делёжка. Партия, как правило, состоит из 3-х раундов.


Правила игры тоже предельно просты: каждый игрок получает роль, определённое количество карт, зависящее от количества игроков и начинает игру. Нормальные гномы, при помощи карт тоннелей, роют тоннели до карт целей. В какой-то из них - золото. Гномы-вредители всецело стараются им помешать. У всех имеется возможно применять «карты действий», 1 ход - 1 карта. Если игрок не может или не хочет играть какую-либо карту, он сбрасывает её. Старайтесь не показывать карты, которые отправляете в сброс, чтобы окружающие их не видели, а то они могут догадаться о вашей роли.

Обзор карт

Рассмотрим подробнее значения карт. Карты здесь - главный инструмент, тем более, других игровых компонентов тут и нет, всё строится чисто на карточном механизме.

- карты ролей;

В начале раунда всем игрокам раздаются карты ролей (привет, «Мафия»!). Всего в игре 2 роли: обычный гном (7 карт), который роет тоннель для добычи золота, и - гномы-вредители (4 карты), они, в свою очередь, всячески мешают нормальным гномам осуществить свою гномью мечту - добыть всё золото на этом свете.


Каждый игрок, после получения карты-роли, смотрит её и никому не показывает. С этого момента и до конца раунда - всё за вас решено Вы можете говорить, рассказывать, блефовать о вашей роли, но ни в коем случае не показывать свою карту, чтобы никто не знал на 100% о ваших замыслах.

- карты тоннелей;




Самое большее количество карт в игре - это карты тоннелей. Эти карты выкладываются друг к другу так, чтобы ходы правильно состыковывались между собой. Таким образом мы будем копать ход к нашему золотишку. Нельзя класть карты так, чтобы тоннель прерывался! Карты тоннелей всегда выкладываются вертикально, вращать на 180° можно.

- карты целей;


В игре есть всего 3 карты целей, именно, к ним мы и будем копать тоннели. Две карты - с пустой рудой (камни) и одна карта - с золотом, нашей заветной целью.

- карты действий;

В игре есть карты, т.н. «действий», они замешиваются в одну общую колоду вместе с картами тоннелей. Как ясно из названия, карты действий несут какие-либо действия, например, если на карте изображён разбитый фонарь или сломанная кирка, то можно сыграть эту карту на вашего оппонента и разбить ему фонарь или сломать кирку (напоминаю, за ход играется 1 карта, потом добирается из колоды). Игрок со сломанными инструментами не сможет далее копать , но он сможет применять карты действий.


Наряду с поломками (красные значки) есть и починки (зелёные значки), ими, в свой ход, вы можете чинить сломанные предметы себе и другим игрокам. Конечно же, ломать и чинить надо аккуратно, вдруг навредите себе подобному или, наоборот, поможете вашему оппоненту.

В колоде есть, т.н. «карты карт», тавтология Т.е. при помощи «карты карт» можно аккуратно, никому не показывая, подсмотреть одну из карт целей и попытаться определить, где спрятано золото. Далее, уже в зависимости от вашей роли, можно выстраивать дальнейшую тактику: либо гнать всех гномов на обнаруженное золото, либо блефовать, если вы - вредитель.

Напоминаю! Нельзя никому показывать карты целей , но можно открыто декламировать, пусть гадают, правду вы говорите или блефуете. В этом и заключается прелесть «Саботёров».

В колоде также имеются карты обвалов. Вредители их используют для обвала хороших ходов, обычные гномы разрушают ими тупики и прочие путевые загогулины, которые мешают прямому проходу.

- карты золотых слитков;

Игра «Гномы-вредители» позволит вашей компании побывать в шкурах гномов, ведущих туннели сквозь толщу земли к тому месту, где их ждет заветное золото. Ведь гномов, как известно, хлебом не корми, а дай выкопать какую-нибудь блестяшку.

Но странные вещи творятся в шахте: то туннель, на который было потрачено столько сил, неожиданно обрывается тупиком, то подпорки ломаются и обвал разрушает часть хода, то обнаруживается, что шахтерские инструменты испорчены чьей-то коварной рукой…

Просто некоторые из гномов считают, что золото неважно делится на такую большую толпу и всеми способами пытаются направить своих доверчивых друзей по ложному маршруту, чтобы потом наложить на золотишко ту самую коварную руку.

Игру придумал человек по имени Фредерик Мойерсон. Она вышла под названием Saboteur в 2004 году, а семь лет спустя обзавелась дополнением, получившим название Saboteur 2.


Первая часть под названием «Вредитель» уже ранее издавалась на русском языке, но прошла мимо меня. Я познакомился с этой игрой на сайте boardgamearena.com, где представлена ее онлайн-версия .


Сейчас же в моем распоряжении есть издание, получившее название «Гномы-вредители» и включающее в себя базовую игру вместе с дополнением. Но поскольку дополнение мы пока не освоили, то в этом обзоре я рассмотрю базовую версию.

«Гномы вредители» лежат в аккуратной коробке с удобным органайзером, позволяющим компактно хранить четыре колоды базы и расширения, не смешивая их друг с другом.

Кроме карт, в коробке лежат два листа с правилами для базовой версии и дополнения, а также небольшая картонная форма с жетонами золота.


В основных колодах Saboteur лежат карты действий, ролей игроков и золотых самородков, а также карты туннелей, среди которых находятся вход в шахту и три золотые жилы.

В начале игры на столе выкладываются карта входа, а на некотором отдалении от него — три карты жилы, которые лежат в закрытую. Под одной из этих карт золото, под двумя другими — куски угля. Где именно находится драгоценный металл, пока еще не знает никто.

Игроки получают карты ролей, среди которых есть как обычные гномы, так и вредители. Здесь есть один интересный момент: количество сдаваемых карт ролей на одну превышает число игроков. Лишняя карта выходит из игры до следующего раунда и не демонстрируется.


Таким образом, число «засланных казачков» при одном составе игроков может меняться. Например, если за столом собрались семь гномов, то среди них двое или трое саботеров. Точно не могут сказать даже они сами, поскольку в отличие от «Мафии» и , в «Гномах-вредителях» предатели друг с другом не знакомятся и так же, как и трудолюбивые шахтеры, должны вычислять «своих» по ходу игры.

Задача гномов состоит в том, чтобы проложить от входа к правильной жиле туннель. Как уже говорилось, в какой жиле есть золото, пока неизвестно, но изредка гномам попадаются секретные карты. Разыграв одну из них, игрок может посмотреть любую из жил и рассказать другим, что там увидел. Естественно, вредитель при этом может соврать и сразу же направить туннель как можно дальше от правильного места.


Залог успешной работы — исправные инструменты. У каждого гнома их три: кирка, лампа и вагонетка. Если хотя бы один из них выведен из строя, шахтер не сможет продолжать рыть туннель. С помощью специальных карт действий игроки могут ломать друг другу инструменты. Вредители делают это для того, чтобы помешать шахтерам продолжать работу. Обычные гномы портят скарб разоблаченным вредителям, чтобы те не закрутили с таким трудом отстроенный туннель в замысловатую фигу, которая достанется трудящимся вместо золотых самородков.

На этом пока все. Об особенностях дополнения напишу, когда как следует в него поиграю.